Покровский храм в Осеченках

Покровский храм в ОсеченкахПокровский храм в Осеченках находится в д. Осеченки расположенной в Раменском муниципальном районе Московской области.

Из истории деревни Осеченки

Впервые упоминаются в писцовой книге 1623 г. как поместье – д. Осечкина и пустошь Борисовская – Лопухово, принадлежавшая по жалованной грамоте 1622 г. князьям Василию и Феодору Андреевым-Козловским. В 1644 г. переходит сыну – князю Афанасию Васильевичу. А в 1646 г. значится за князем Тимофеем Афанасьевичем Козловским. В 1687 г. на месте пустоши в деревне Осечкина князем Т. А. Козловским построена деревянная церковь с одним престолом. Во имя Покрова Пресвятой Богородицы. К середине XIX века село стали называть Покровским.

В 1709 г. село было продано княгине Дарье Андреевне Мещерской и до 1860 г. принадлежало князьям Мещерским – отцу Василию Ивановичу и сыну Алексею Васильевичу. С 1860 г. село Осечкино значится за князем Н.С. Толстым.

21 сентября 1868 г. в «Московских губернских ведомостях» был опубликован «Медицинский отчет из деревенской практики» доктора Е. Покровского. Про Осеченки было написано вот так: крестьяне в большинстве своем делают медный набор для сбруи, работая дома. около огня, некоторые, преимущественно женщины, ходят на заработок в Москву. В селе харчевня, питейный дом, несколько постоялых дворов. В 22-х дворах проживало 134 человека, из них насчитывалось 37 жителей грамотных и учащихся. В XVIII веке, каждое село получило свою «специализацию». Например, в Вялках делали деревянную посуду и утварь. А Осеченки славились медными ремеслами. Село славилось своими шорниками, которые делали хомуты, седла, конскую сбрую, изготавливали замысловатые «медные наборы» для сбруи, работая на дому.

Врач Егор Арсеньевич ПокровскийАвтор приведенного отчета Егор Арсеньевич Покровский родился в 1838 г. Окончил медицинский факультет Московского университета. Это была эпоха нигилистов (вспомните тургеневского Базарова) и Покровский потянулся по их примеру в народ. Лето 1863 г., как ясно из его статьи, он провел в имении графа Н.С.Т. Полное имя таинственного графа удалось расшифровать. В «Сборнике статистических сведении по Московской губернии» упоминается, что село Осеченки в середине 19-го столетия принадлежало графу Н.С. Толстому.

Из всего следует, что Покровский гостил в Осеченках. Только почему он скрыл название села и имя владельца? О, да тут целая романтическая история. Ее мы узнали из воспоминаний барона А.И. Дельвига. Судьба этих воспоминаний по-своему необычна. Незадолго до своей смерти Дельвиг обратился к директору Московского публичного и Румянцевского музеев со странным письмом: просил принять от него обширную рукопись с условием, что она будет опубликована только через четверть века. Завещал он и деньги на ее издание. Пожелание барона было исполнено: его воспоминания увидели свет в 1912 г. В них-то Дельвиг и рассказывает, между прочим, о графе Николае Сергеевиче Толстом, которого он хорошо знал, так как тот приходился ему свояком.

«Странности Толстого доставили ему прозвание «дикого графа», — писал Дельвиг. — Граф, например, не мог себе представить Россию без крепостного права и без телесного наказания. Свои взгляды он яростно отстаивал в печати». Заполучив после удачной женитьбы довольно значительный капиталец, Толстой купил подмосковную деревню (Осеченки) и начал разрабатывать близлежащее болото. Нанятые им рабочие копали торф и производили другие работы. Толстой, добавляет Дельвиг, никогда не забывал, что он граф, а они мужики, и щедро давал им затычки. Найдя раз одного крестьянина, который сидел, разговаривая с его женой, «дикий граф» поднял его на воздух за волосы. Вот в такое «милое семейство» и попал молодой доктор. Дальше все как в романе. Барон Дельвиг описывает это так: «Наконец, появились в их доме так называемые нигилисты, и в это время старшая их дочь Мария, убежав из дома, обвенчалась с лекарем Покровским».

Теперь понятно, почему Покровский врачевал в Осеченках в 1863 г. только одни месяц и почему фамилию помещика обозначил инициалами: прогрессивному врачу-нигилисту неудобно было публично признаваться в родстве с «диким графом». Вскоре Толстой увяз в долгах, продал свою подмосковную усадьбу и переселился в Нижегородскую губернию. Покровский же продолжал свою медицинскую деятельность. В зрелом возрасте он занимал ответственные посты: работал главным врачом Софийской больницы в Москве, был редактором журнала «Вестник воспитания». Известны его книги «Физическое воспитание детей у разных народов, преимущественно в России» и «Детские игры в связи с историей, этнографией, педагогикой и гигиеной». Одну из них редактировал писатель Лев Толстой. Умер Покровский в 1895 г.

Роман Клейн. Проект каменного храма

архитектор Роман Иванович КлейнВ 1896 г. на месте ветхой деревянной церкви построен каменный трехпрестольный храм по проекту архитектора Р. Клейна в честь Покрова Пресвятой Богородицы. Архитектурные особенности храма: Колокольня храма невысокая с шатровым завершением. Наружный декор Покровской церкви чрезвычайно насыщен и наряден. Здесь зодчий использовал многочисленные декоративные приёмы и элементы, от широко распространённых ширинок и консолек с гирьками, до плавных текучих форм в стиле модерн окон второго света. Белой краской имитированы белокаменные детали. Состоит из четверика основного объема, завершенного куполом, обширной трапезной и колокольни.

В 1912 г. значится церковно-приходская школа и земское училище. Школа была построен через полвека после того как появился Храм в Зюзино. Ребятня из округи получали здесь азы православных наук, учили азбуку и арифметику. Трёх лет – именно на столько было рассчитано обучение — вполне хватало чтобы выучить основные молитвы, и научиться сносно читать и считать.

С приходом Советской власти школу от церкви отделяют. Теперь в этом же здании ученики получают не церковное, а вполне светское образование. Этот дом сделан без единого гвоздя. Каждое бревнышко аккуратно и надежно прикреплено к соседнему. Несмотря на свою видимую старость, деревянная школа сохранилась отлично. По словам учителей, зимой здесь даже форточки не закрывают — так хорошо деревянное здание сохраняет тепло.

Эта Осеченская школа – одна из немногих начальных школ в Раменском районе. Первые классы здесь заканчивают внуки, вернее уже праправнучки первых учеников школы. И все – учатся на отлично. Да и как иначе: классы небольшие и к каждому ученику – свой подход. За урок учителя успевают опросить весь класс. Хотя сейчас в школе, по меркам села, достаточно много школьников. Каждый день сюда приходят 16 мальчишек и девчонок. А были времена, когда на два класса приходилось всего три ученик. Эта небольшая уютная школа находиться на территории бывшей усадьбы фабриканта Пфейфера. От самой усадьбы кроме старых лип ничего не осталось. Но видное место у края дороги не пустует — с 30-х годов XX века там начинают работать амбулатория и администрация села. Они и по сей день находятся здесь же. Только вот здание уже современное.Вид с юга до восстановления. 8 октября 1978 года

Печальные страницы истории храма

Начинаются они в 20-х – 30-х годах 20-го века (по одним упоминаниям в 1922 г., по другим – в 1937 г.). 1930-1980-е годы. Церковь была закрыта, здание использовалась под склад более 50 лет, производство и свинарник. Исчезло множество икон, богослужебная утварь, облачения и богослужебные книги. Все это привело к сильному разрушению: была снесена колокольня, исчезли колокола, разрушена крыша, полностью уничтожен иконостас, настенная живопись, обезображен пол, пострадали внутренние и наружные стены храма, не сохранилась и старинная ограда вокруг территории церкви.

Время возрождения

В 1990 г. по инициативе верующих была организована церковная община и избран церковный совет. После многолетнего перерыва храм был возвращен прихожанам. В сентябре 1990 г. указом Митрополита Крутицкого и Коломенского Ювеналия настоятелем храма был назначен священник Александр Юрин. Благодаря жертвователям и труду прихожан в 1992 году началось возрождение храма. Служились молебны, читались акафисты, на Рождество состоялась первая Божественная литургия. По благословению Митрополита Крутицкого и Коломенского Ювеналия 14 октября 1995 г. Благочинный протоиерей Владимир Бушуев освятил храм.

В 1995 г. был построен дом церковного причта. Восстанавливается облик храма, как внешний, так и внутренний. Отремонтированы стены с частичной заменой кирпича с внешней стороны храма и их покраской, восстановлена колокольня, приобретены колокола, полностью заменена крыша на храме, установлен иконостас, приобретены церковная утварь, облачения, иконы для совершения богослужения. Подведен газ, проведено в храме и в доме причта отопление. Построена церковно-приходская школа.

Протоиерей Александр Юрин с 2009 г. почислен за штат по состоянию здоровья, а с 4 сентября 2009 г. настоятелем Покровского храма Указом Митрополита Крутицкого и Коломенского Ювеналия назначен священник Анатолий Чепиженко.

 

Источники:
1. http://покровский-храм-осеченки.рф/ (дата обращения: 30.06.2017).
2. http://www.ashipilin.ru/moblbaza/ramenskr.htm (дата обращения: 30.06.2017).
3. http://www.ramtv.ru/?act=Vyalki (дата обращения: 30.06.2017).
4. Аверьянова М. Г. Край Раменский: Очерки краеведа. — М.: Энциклопедия российских деревень, 1995. — 592 с. — (Энциклопедия сёл и деревень Подмосковья)
5. Зодчие Москвы времени эклектики, модерна и неоклассицизма (1830-е — 1917 годы): илл. биогр. словарь / Гос. науч.-исслед. музей архитектуры им. А. 6. В. Щусева и др. — М.: КРАБиК, 1998. — С. 134—136. — 320 с.
Хусаинов Ф. И. Сто лет под цензурой (рецензия на книгу: Дельвиг А. И. Полвека русской жизни)/ Вектор транспорта. Альманах. 2015. № 3 (май). С.64-70

 

Материал подготовила Екатерина Гончарова

Поделиться:
  • Добавить ВКонтакте заметку об этой странице
  • Facebook
  • Twitter
  • LiveJournal
  • В закладки Google
  • Одноклассники