Основание Николо-Угрешского монастыря

Явление иконы святителя Николая Чудотворца святому благоверному князю Димитрию ДонскомуНиколо-Угрешский монастырь  был основан в 1380 году святым благоверным великим князем Димитрием Ивановичем Донским. Письменных свидетельств основания монастыря не сохранилось, однако предание, неизвестно кем и когда записанное, указывало именно на князя Димитрия, как основателя Угрешского монастыря  и издавна хранилось в обители.

Оно  и изложено в рапорте, отправленном игуменом Варнавой в Духовную консисторию в августе 1871 года в ответ на указ представить данные по истории монастыря: «Благоверный великий князь Дмитрий Иванович Донской  вышел из града Москвы  против нечестивого Мамая, царя татарского,  и, отойдя от Москвы на пятнадцать верст с воинством своим, установил шатры на месте, поросшем густыми травами, для отдыха. И явился ему на этом месте пречудный образ Николая Чудотворца, красками разукрашенный, звездами светло окруженный  и ярким светом осиянный, стоящий сам по себе в воздухе над деревом, называемым сосной,  здесь растущим, никем не поддерживаемый.  Молящемуся ему великому князю Дмитрию Ивановичу сошла сама с высоты эта святая икона  и далась в честные руки его.

По возвращении же благоверного князя с битвы с преславною победой он достиг снова того места, где образ чудесно в честные руки к нему снизошел, и о дарованной ему победе, поблагодарив Бога, и Угодника Божия Николая, совершил молебен со своим воинством. И в то время сам благоверный великий князь Дмитрий Иванович с благоверными князьями и боярами нарек это место именем Угреша. Которым оно зовется до сего дня, и повелел на этом месте соорудить храма во имя и в честь святителя угодника христова Николая Чудотворца и воздвиг тут обитель славную  и удовольствовал ее щедро всем необходимым к пропитанию.

Резкое стилевое  различие текста  предания и остальной части рапорта говорит о том,  что игумен Варнава воспользовался более ранним источником, недошедшим до нас.  Это вполне объяснимо тем, что оригиналы многих древних документов не сохранились из-за многочисленных набегов и пожаров, кроме того, во время эпидемии чумы в 1771 году умерли почти все насельники Угреши  и часть документации была сожжена из-за боязни заражения.

Для подтверждения основания обители великим князем Димитрием Донским можно привести ряд фактов.

Во-первых,  довольно близко к Николо-Угрешскому монастырю расположено потешное село великого князя ? Остров.

Во-вторых, один из первых игуменов, известных нам по имени, Иона, был современником настоятеля  Троице-Сергиева монастыря Зиновия. Третьего преемника преподобного Сергия и настоятельствовавшего  с 1432 по 1445 гг. Игумен Иона  по благословению игумена Зиновия списывал  книгу житий святых. Как значится в надписи, сделанной им самим. Преподобный Пимен Угрешский в этот факте усматривал особую связь Лавры  Сергия и Угрешской обители. Предполагая, что игумен Иона вполне мог быть первоначально  иноком  Сергиевской обители, может даже и во времена Преподобного, или пострижеником и сподвижником его преемников.  Причастность преподобного Сергия к устроению Угреши усматривал и доктор исторических наук, профессор  Н.С. Борисов.

В-третьих, расположение преемников Донского к Угреше и их благоволение к ее игуменам может отчасти служить подтверждением того, что она действительно обязана своим началом победителю Мамая.  В летописных данных находим в 1479 г.  упоминание о расположении Угрешского подворья в Московском Кремле, а подобным преимуществом пользовались далеко не все монастыри.

Благоволение князей и святителей можно усмотреть  и в том, что в течение 30 лет трое игуменов угрешских рукоположены в архиерейский сан. Авраамий в 1491 во епископа Коломенского, в 1493 Силуан  во епископа Крутицкого, Тихон в 1520 г. во епископа Коломенского. При Грозном в 1575 четвертый из  игуменов  Угреши, Тихон, хиротонисан во архиепископа Казанского и Астраханского.

Наконец, в монастырском синодике, переписанном в царствование Шуйского, благоверный великий князь Дмитрий Иванович  Донской непосредственно именуется  «создателем святыя обители сея».

 

Источники:
1. РГАДА, ф. 1205, оп. 1, ед. хр. 1, л. 2-5.
2. Пимен, архим. Воспоминания. – М., 2004, – с. 255.
3. Борисов Н.С. Сергий Радонежский. – М., 2001, – с. 126.
4. Пимен, архим. Воспоминания. – М., 2004, – с. 254.

Материал подготовила Екатерина Фарафонова

Поделиться:
  • Добавить ВКонтакте заметку об этой странице
  • Facebook
  • Twitter
  • LiveJournal
  • В закладки Google
  • Одноклассники