Никольский собор Серпухова
Никольский собор Серпухова занимает первое место среди памятников архитектуры позднего классицизма в городе Серпухове, как по художественным достоинствам, так и по своему градостроительному значению (он служит главной высотной доминантой для целого района старой, исторически сложившейся застройки).
История постройки Никольского собора города Серпухова
Никольский храм на Калужской улице имеет длительную и сложную строительную историю. Первоначально он был деревянным. Таковым он фигурирует в документах XVI — начала XVII вв. (в частности, в описях г. Серпухова 1552 г. и 1620 г.). «Только храм в честь Николая Чудотворца в 1649 г. является уже каменным, отчего стали называть его Николою Белым… Это была первая каменная церковь в городе и на посаде, вторую подобную церковь построили в сельце в честь жен Мироносиц, затем третьим каменным храмом стал Троицкий собор в 1696 г.», — читаем мы в Истории Серпухова П. Симсона.
Высказывалось предположение о том, что в строительстве первой каменной церкви Николая Чудотворца, предшественницы нынешней, принимали участие зодчие из Ярославля. Оно основывается на близости композиционного построения здания, о котором можно составить представление по сохранившемуся старинному рисунку, с характерными особенностями ярославских культовых сооружений XVII в.
В 1713 году издается указ о постройке каменной церкви в честь свтятителя Николая. Инициатором постройки являлся подьячий Земской избы города Серпухова Михаил Попов. Уже в марте 1721 г. Михаил Попов пишет: «…и ныне я по своему обещанию вместо той ветхой церкви каменную построил и верх на той церкви сделал по чину». В том же году храм освятили.
Архитектурная особенность
Храм представлял собой тогда увенчанный одной главой четверик с алтарной пристройкой, имевшей симметрично расположенные шатровые завершения над жертвенником и диаконником. Здание было сложено из тесаных блоков местного известняка. Отсюда и происходит ставшее общепринятым местное название храма — Никола Белый. В таком виде памятник просуществовал до 30-х гг. XIX вв.
В 1831 г. был составлен проект перестройки здания церкви. Сохранились проектные чертежи с фасадами и разрезами за подписями: Архитектор Таманский и архитектор Шестаков. Поскольку инициалы обоих зодчих в подписях на чертежных листах отсутствуют, встает вопрос об идентификации этих лиц с теми или иными «каменных дел мастерами», которые известны историкам русской архитектуры.
В собранных М.В. Дьяконовым материалах к словарю архитекторов XVIII-XIX в.в., работавших в Москве и Подмосковье, есть данные о трех Таманских и шести Шестаковых. Однако при ближайшем знакомстве с биографиями всех их, удается выяснить, что поставить свои подписи под сохранившимися в архиве проектными чертежами могли в 1831 г. только двое из них.
Федор Михайлович Шестаков (родившийся в 1787 г. и умерший в 1836 г.; академик Императорской Академии Художеств, проектировавший многие культовые постройки для Москвы, Коломны, Дмитрова и т.д.). И Иван Трофимович Таманский (родился в 1775 г., умер в 1850 г.; ученик М.Ф. Казакова; работал в основном в Москве, но часто командировался по делам в различные места Московской губернии).
В 1835 г. началось строительство ныне существующего храма Святителя Николая с приделами святителя Алексия Митрополита Московского и преподобного Кирилла Белоезерского.
Возведенный в 1835-1857 гг. храм Николы Белого является прекрасным образцом московского ампира. Он выстроен из кирпича и отштукатурен, имеет во внешнем декоре белокаменные детали. Мощный четверик с одной апсидой и двумя боковыми папертями-портиками несет большую купольную ротонду. Примыкающие к основному объему с запада четырехстолпная трапезная и многоярусная колокольня претерпели в ходе их сооружения некоторые изменения по сравнению с проектом.
Храм после революции 1917 г.
После революции 1917 г. богослужебная жизнь в храме Николы Белого прервалась не сразу. Примечателен факт посещения храма Святителем Тихоном 2 июня 1924 года. Именно им, Патриархом Всероссийским, был присвоен храму статус Кафедрального Собора, после чего значение Николы Белого в городе возросло. В 1928 г., во время церковного раскола, кафедра боровшегося с ним епископа Серпуховского Мануила (Лемешевского) находилась в Никольском соборе. Известно также, что после закрытия Владычного женского монастыря почитаемый в городе образ Божией Матери «Неупиваемая Чаша» находился именно в храме Николы Белого. Однако и его постигла участь многих храмов Серпухова, в 1929 г. его закрыли. По рассказам старожилов иконы собора были снесены на р. Нара и сожжены на ее льду.
Неприязнь к церкви, кощунственно взращиваемая в людях новой властью, дала себя знать и здесь: колокольня, величественно возносившаяся над городом с середины XIX века, была частично разрушена, образ святителя Николая на внешней стене храма постоянного подвергался надругательствам. Но как рассказывают жители прилегающих к храму домов, наблюдавшие это осквернение, всякий раз на следующее утро образ святого чудо-творца обновлялся, являя Божию силу и будто предрекая новую жизнь поруганному собору.
В каком-то смысле собор оказался счастливее других храмов. Некоторое время в нем находилась городская макаронная фабрика, что, возможно, спасло его от окончательного разрушения. Во время войны здесь были устроены прачечные. В последнее время пе-ред открытием помещение храма использовал штаб гражданской обороны под хим. склад, который был размещен в соборе по настоянию председателя Исполкома города С. Н. Кудрякова с главной целью — избежать сноса храма, а такие предложения были!
Возраждение храма
В канун 1000-летия крещения Руси о Соборе Николы Белого, как ярчайшем архитектурном памятнике заговорили вновь. Среди планов использования храма рассматривалась возможность превращения его в концертный зал. Но милостью Божией в 1995 г. он был возвращен верующим как подворье Высоцкого монастыря, с 1998 г. — приходской храм. В 1995 г. во время пребывания Святейшего Патриарха Московского и Всея Руси Алексия II в Серпухове Администрация города вручила Предстоятелю русской Православной Церкви ключи от храма. В 1999 г. на средства благотворителей, городской администрации и горожан были приобретены колокола. Колокол весом 1380 кг имеет четыре иконы-клейма: Спасителя, Божией Матери, Святителя Николая Чудотворца и образ небесного покровителя Управляющего Московской Епархией Высокопреосвященнейшего Ювеналия Митрополита Крутицкого и Коломенского — святого Ювеналия Патриарха Иерусалимского. На восстановленной колокольне звучит 300 — пудовый благовестник.
С 2002 года восстанавливать Собор стала входящая в Группу компаний СУ-155 фирма «Стромальянс». В 2003 году уроженцем города Серпухова, — благотворителем Михаилом Балакиным храму подарен колокол весом 5 тонн, отлитый специально для серпуховского собора ярославскими мастерами.
За последние годы в соборе Николы Белого восстановлены и обустроены кроме главного алтаря еще четыре придельных: во имя святителя Алексия Московского, преподобного Кирилла Белоезерского, новомучеников и исповедников серпуховских и иконы Божией Матери «Поможение родам». Многое сделано по благоустройству территории храма. В ночное время собор Николы Белого словно облит светом, струящимся по стенам и окнам, и как зажженная свеча светит всему городу.
Внутреннее устройство храма
Особого внимания достойна внутренняя роспись собора. На своде купола изображена вся земная история, начиная от предвечного совета Святой Троицы о сотворении мира, ветхозаветных патриархов и пророков, учителей Церкви, до Российских святителей и мучеников. Солнечный свет озаряет храм, проходя между изображений святых апостолов, напоминая об истинном Солнце — Иисусе Христе. Среди икон Спасителя и Его Пречистой Матери, сонм русских святых: святителей и благоверных князей, воинов и монахов и, конечно же, святой Николай Чудотворец в житийном изображении его чудотворений. Храмовая живопись — это библия в красках. Вечная книга, приводящая к спасению, раскрыта для верующих в Серпуховском кафедральном соборе.
Величественные царские врата главного алтаря увенчиваются арочной сенью, на которой расположены иконы страстной седмицы: Вербное воскресение, предательство Иуды, неправедный суд мирского властителя, распятие, погребение и, наконец, светлое Воскресение.
В память о шестерых новомучениках — жителях Серпухова в соборе освящен один из приделов. Но не только живопись и архитектуру возродили в соборе Николы Белого: здесь восстановлена и полноценная приходская жизнь. При соборе сегодня имеется общедоступная библиотека, действуют две воскресные школы: детская и взрослая. Духовенство собора опекает Серпуховский Военный институт, следственный изолятор и детские приют и интернат, педагогический и гуманитарный колледжи…
В соборе находится чудотворный образ Божией Матери «Поможение родам», пред которым совершаются молебны с акафистом, составленным настоятелем собора протоиереем Владимиром Андреевым, а также местночтимые образа святого Николая Чудотворца, великомученика Пантелеимона, мученика Вонифатия, новомучеников и исповедников Серпуховских.
Особо любят и почитают в городе образ Божией Матери «Взыскание погибших». В 2002 году была восстановлена традиция с 23 июля по 23 августа совершать крестные ходы во все монастыри и храмы города с этим образом Божией Матери.
12 июля 2005 года митрополит Ювеналий посетил Серпухов, где состоялось торжественное освящение собора Николы Белого.
Возрождение собора силами всего города — знаменательный знак нашего общего духовного возрождения. Колокольня опять высится над городом, и колокола будят наши уснувшие души, подвигая их к милосердию, покаянию и обновлению нашей жизни.
[showyamap] [placemark coordinates=»54.914155, 37.411634″/] [/showyamap]
Источник:
1. http://pserpuhov.sergbond.ru/blagochinie/hrami/nikola/index.php (дата обращения 06.07.2017).
2. Официальный сайт Никольского собора г. Серпухова
Материал подготовила Екатерина Фарафонова