Высоцкий мужской монастырь

Внутренний двор Высоцкого мужского монастыряВ подмосковном городе Серпухове, на высоком левом берегу реки Нары, верстах в трех от ее впадения в Оку, живописно раскинулись строения древней обители, называемой Серпуховской Высоцкий мужской монастырь. Основан он в 1374 году Серпуховским князем Владимиром Андреевичем Храбрым, сподвижником в ратных делах своего двоюродного брата великого князя Димитрия Иоанновича Донского, и по благословению преподобного Сергия Радонежского, поставившего в первые настоятели монастыря любимого ученика своего Афанасия. Название свое «Высоцкий» получил монастырь от места, на котором устроен, в древности прозывавшегося «Высокое».

В XVIII в. Андрей Тимофеевич Болотов, живший в своей усадьбе Дворяниново неподалеку от Серпухова, писал: «… любовался я величественным видом монастыря Высоцкого, представшим взору моему посреди широкого отверстия между двух густых и высоких лесов, украшавших собою холм сей уже многие столетия и видевших праотцев наших…»

Представший перед Болотовым Высоцкий монастырь и поныне занимает пологий холм, возвышающийся над окружающейся местностью к югу от Серпухова. Извилистая лента Нары, огибая подножие холма, образует широкую зеленую пойму, через которую окский пейзаж проникает во все уголки старого города. Лесов, «видевших праотцев наших», близ Высоцкого монастыря давно уже нет; городская застройка, к счастью, малоэтажная, взобравшись на холм, еще в XIX в. достигла монастырских стен, смешавшись с домиками тихой подмонастырской слободки.

Русский народ всегда любил монастыри, находя в них место для отдохновения от мирских забот, источник душевного мира и спокойствия, укрепления духа и очищения души. Высоцкий монастырь — один из самых древних на Руси, он входит в число девяти обителей, основанных преподобным Сергием Радонежским. Время его возникновения относится к 1374 году. В это время в Серпухове княжил двоюродный брат святого благоверного князя Димитрия Донского и его сподвижник князь Владимир Андреевич, прозванный в народе за свою отвагу Храбрым.

Прозвали его так из-за битвы, которая была 8 сентября 1380 году на Куликовом поле, где русское воинство одержало великую победу над Золотой Ордой. Исход сражения решил Засадный полк, которым командовал Серпуховский князь Владимир Андреевич. В стенах Высоцкой обители благоверный князь захоронил останки воинов-серпуховичей, над братской могилой которых в память о великой победе был воздвигнут белокаменный собор в честь Зачатия святой праведной Анной Пресвятой Богородицы, освященный вместе с построенной Митрополитом Киприаном в 1381 году трапезной церковью.

Владимир Андреевич владел и городком Радонежем, где в то время начинала расцветать обитель преподобного Сергия. Серпуховский князь был хорошо знаком с Преподобным — был его духовным чадом. Владимир Андреевич, как пишется в летописи, занимался строительством своего стольного града Серпухова. Он пожелал украсить город возграждением монастыря и поехал к преподобному Сергию с просьбой прибыть в Серпухов для совета и благословения на устроение обители.  Несмотря на свои преклонные года и на то, что была зима, преподобный Сергий откликнулся на просьбу боголюбивого князя и пешком, в сопровождении своего любимого ученика Афанасия, пришел из Радонежа в Серпухов. С великой радостью встретил Владимир святых подвижников. После обозрения местности избрали они место для будущей обители на берегу реки Нары, почти на месте впадения ее в Оку, на одном из холмов, который носил название «Высокий».

Старое изображение монастыряКнязь Владимир выразил желание, чтобы обитель была посвящена Божией Матери и честному Ее Зачатию праведной Анной, «дабы славилось имя Божие и Пресвятыя Богородицы, а хотящие в крове Ея жити монахи Ее чествовали, а о мне и о врученных мне людях молили Бога, такожде и усопших о Господе души родителей и сродников и всякого чина христиан православне поминая в священнодействе».  Преподобный Сергий одобрил желание князя, и когда расчищено было поросшее лесом избранное место для обители, святой старец стал на колени, воздел руки к небу и произнес молитву на основание обители, и ныне ежедневно возносимую братией. Руководство обители преподобный Сергий поручил ученику своему Афанасию, хотя тот по смирению и отказывался от этого. Так в декабре 1374 года по Рождестве Христовом был основан Серпуховской мужской монастырь, который по месту основания «на Высоком» и был назван Высоцкий — под этим названием он известен всем последующим поколениям православных христиан.

Весной 1571 года татарский хан Девлет-Гирей, обойдя русские оборонительные линии, приблизился к Серпухову. Неподготовленному к сражению Царю Иоанну Грозному, который находился в то время с опричниной в Серпухове, пришлось спешно бежать, оставляя город на растерзание врагам. Татары прошлись по городу огнем и мечом, истребляя жителей, грабя и оскверняя храмы, разрушая все на своем пути. Высоцкий монастырь, как и вся округа, был разграблен и сожжен. Судьба настоятеля — архимандрита Агапита — осталась неизвестна. Не успел монастырь оправиться от татарского нашествия, как наступило «смутное время» междуцарствия с царившим по всей стране произволом и безвластием. Как и вся Россия, Высоцкая обитель претерпела все бедствия этого времени. Она находилась без защиты, была постоянно разоряема шайками поляков и разбойников, пользующихся нестроениями в царстве для собственной наживы.

Вид на Высоцкий мужской монастырь с высоты птичьего полетаВ годы правления царей Михаила Федоровича и Алексея Михайловича стали для Высоцкого монастыря порой возрождения. Возобновилось поступление в обитель щедрых пожертвований. Наиболее значительные вклады были сделаны представителями рода Нарышкиных и особенно царицей Натальей Кирилловной, матерью императора Петра I.

К концу XVII в. на средства вкладчиков многие храмы и иконостасы обновились. В 1770-е годы вместо старой деревянной ограды вокруг монастыря были воздвигнуты каменные стены с четырьмя угловыми башнями. Монастырь имел жалованные грамоты на земли от Царей и Великих князей, в обители было до 70 человек братии, огромная библиотека, большая ризница, на территории монастыря было 7 действующих церквей и собор, все они были каменными, а не деревянными, что по тем временам было высоким показателем цветущего состояния обители.

Но с середины ХVIII века, при введении Императрицей Екатериной II штатов для монастырей, цветущее благосостояние обители стало падать — от монастыря по указу 1764 года о секуляризации церковных владений отошли его вотчины, и он стал существовать только на положенное по штату государственное содержание и на пожертвования верующих.

С начала XIX в. благосостояние обители вновь стало расти. Около 1840 года была сооружена трехъярусная колокольня, во втором ярусе которой расположился Трехсвятительский храм. Освящение этой церкви в 1843 году совершил святитель Филарет, митрополит Московский.

В 1872 году расширили Покровскую церковь-трапезную за счет пристройки с северной стороны придела в честь Похвалы Пресвятой Богородицы, а 1878 году воздвигли величественный храм во имя преподобных Афанасия Афонского и Сергия Радонежского (разрушен в 1967 году). В 1896 году, на средства фабриканта Н.Н.Коншина по проекту известного русского архитектора Р.И.Клейна был построен в византийском стиле храм во имя Всех святых с семейной усыпальницей храмоздателя в нижнем этаже.

В начале XX века Высоцкий монастырь считался одним из самых благоустроеннейших во всей России. Но с приходом к власти большевиков в 1917 году на Православную Церковь воздвиглись страшные, еще не виданные в мире гонения. Храмы разрушались, священнослужители высылались или расстреливались, святыни уничтожались. Все тяготы этих ужасных гонений претерпел на себе и Высоцкий монастырь.

В 20-х годах соседний женский монастырь был превращен в военное училище. Престарелые монахини были переведены в мужской Высоцкий монастырь, где были размещены в настоятельском корпусе и в подсобных помещениях. Настоятель обители, архимандрит Пантелеимон, переселился в верхние комнаты Покровского храма, братии монастыря было предложено покинуть обитель. Братский корпус заняли латышские стрелки. До 1931 года, пока не арестовали архимандрита Пантелемона, в Покровском храме совершались богослужения, за которыми пели монахини. Но после ареста настоятеля монахини разошлись кто куда, часть из них была выслана, а монастырь был превращен безбожной властью в тюрьму, где не раз производились массовые расстрелы. В послевоенные годы помещения монастыря использовались под жилье и складские помещения. В это время было разрушено три башни и большая часть стен. Монастырский комплекс постепенно разрушался, и в нем были начаты реставрационные работы, которые хоть как-то сохранили обитель от полного разрушения.

В 1928 году власти закрыли монастырь. Только Покровский храм продолжал действовать в качестве приходской церкви. В 1931 году монастырь полностью прекратил свою деятельность.

25 марта 1991 года Священный Синод Русской Православной Церкви принял решение об открытии и возрождении Серпуховского Высоцкого мужского монастыря. Начались восстановительно-реставрационные работы.

24 сентября 1994 года состоялось обретение святых мощей преподобного Афанасия Высоцкого младшего. В день 600-летия со дня его преставления, 25 сентября 1995 года, монастырь посетил Святейший Патриарх Алексий П.

В 2002 году совершилось Великое освящение главного храма обители — Зачатьевского собора. 18 мая 2003 года обитель торжественно отметила 125-летие явления чудотворного образа Божией Матери «Неупиваемая Чаша», почитание которого было возобновлено по открытии монастыря. Воссозданный первообраз находится в Покровском храме.

В настоящее время монастырь насчитывает 10 насельников. Действуют шесть храмов: Покровский, Никольский, Зачатьевский, Сергиевский, во имя Трех святителей и в честь иконы Божией Матери «Скоропослушница», еще в трех продолжаются реставрационные работы и создаются два новых.

В монастыре собрано множество святынь, благоговейно почитаемых верующими, в том числе около трехсот частиц мощей угодников Божиих. Особое место занимает чудотворный образ Божией Матери «Неупиваемая Чаша», в который вставлен ковчежец с частицей пояса Пресвятой Богородицы. Образ прославлен многими чудесами и исцелениями, в основном, от страстей винопития, наркомании и табакокурения. В том же храме почивают святые мощи преподобного Афанасия Высоцкого младшего.Игуменом обители является Преосвященнейший Роман, Епископ Серпуховской.

Богослужения в монастыре проходят по полному суточному кругу. Ежедневно служатся молебны перед чудотворным образом Божией Матери «Неупиваемая Чаша». Многие из паломников, приезжающих в монастырь, ощущают особую благодать в стенах обители: молитвенную настроенность, стремление к покаянию и очищению души, успокоение в «Доме Пресвятой Богородицы». Монастырь принимает паломников на несколько дней (обязательно наличие паспорта) — в обители обустроены мужская и женская гостиничные кельи по 20 мест каждая. Неподалеку у подножья храма, в низовье от холма на котором он стоит, благоустроили территорию и открыли новый парк, который получил название «Принарский». Оттуда открывается живописный вид на сам монастырь и реку Нара.

Как добраться

Добраться до Серпухова из Москвы можно либо на электричке с Курского вокзала, либо на автобусе со станции метро Южная.
От вокзала в Серпухове до монастыря едут автобусы №8,№3, №20.
Можно доехать и на маршрутном такси с названием «Высоцкий монастырь».

Часы работы и расписание богослужений

Монастырь открыт для свободного посещения круглый год. В будние дни можно посетить храмы с 5.30 утра до 19.00. В выходные и праздничные дни монастырь открыт с 7.30
Богослужения в монастыре проходят по так называемому полному суточному кругу: в 6.00 утренняя молитва, в 8.00 молитвы к исповеди и Литургия, затем до 17.00 проходят панихиды, заказные молебны, в 17.00 вечерняя молитва, и в 21.00 вечерняя молитва для монахов и паломников.

[showyamap]
[placemark coordinates=»54.901525, 37.419526″/]
[/showyamap]

 

Источники:

1. http://visotskymonastir.ru/index.php (дата обращения 30.07.2017)

2. Тренев Д. К. Серпуховской Высоцкий монастырь, его иконы и достопамятности : историко-археологическое описание, с приложением древних грамот, описи монастыря, литографий и цинкографий в тексте. — Москва: Церковно-археол. отд. О-ва любителей духов. просвещения, 1902. — 152 с.

3. Ю. Крестников. Святые места Подмосковья. Южное направление. Часть 2 (рус.). Православие.Ru (2005). Проверено 23 апреля 2011. Архивировано 3 марта 2012 года.

4. РусАрх — Заграевский С.В. Зодчество Северо-Восточной Руси конца XIII–первой трети XIV века. Проверено 13 апреля 2013. Архивировано 17 апреля 2013 года.

 

Материал подготовила Екатерина Гончарова

Поделиться:
  • Добавить ВКонтакте заметку об этой странице
  • Facebook
  • Twitter
  • LiveJournal
  • В закладки Google
  • Одноклассники