Духовность в истории Серпухова
И было у отца три сына… Так можно было бы начать рассказ об Иване Калите, князе Московском, великом князе Владимирском и князе Новгородском. Было-то у него, на самом деле, четыре сына: Симеон, Даниил, Иван и Андрей. Только Даниил умер на первом году жизни, и к тому времени, о котором пойдёт речь, у Ивана Калиты было три сына. А речь пойдёт о 1339 годе, когда Симеону было 26 лет, Ивану — 13, а Андрею 12. И отправил князь, вероятно, предчувствуя свой скорый конец, своих сыновей в Орду, за получением Ярлыка на княжение.
Столица Золотой Орды находилась в городе Сарай-Бату (или Старый Сарай) — это в Прикаспии, примерно в 80 км севернее нынешней Астрахани, а это значит, что совсем ещё молодые мальчишки преодолели путь более чем 1500 км в один конец.
Да, не мало рисковал князь, отправляя своих детей в столь дальний путь, ведь в дороге могла приключиться любая неприятность, а это его наследники. Случись что — кому оставлять престол? Но Бог миловал, и все трое сыновей вернулись с «пожалованием». И это очень вовремя, потому что уже в 1341 году князь Иван Калита «ушёл в мир иной». Младшему сыну Андрею достаётся удельное княжество с центром в Серпухове.
Через 19 лет, в 1360 году, в Серпухове митрополитом Киевским и всея Руси Алексием закладывается Владычный монастырь. Но князь Андрей до этого не доживёт. В 1353 году он умрёт от чумы. Престол перейдёт старшему сыну Владимиру, который впоследствии получит прозвище Храбрый.
Суть монашества
Зададимся вопросом: а для чего строили монастыри? Зачем они были нужны? И вообще, в чём суть монашества? Ответ на этот вопрос уходит в истоки христианства. Одной из основополагающих идей христианства является убеждение в повреждённости, несовершенности человеческой души и человеческой личности, её склонности к грехопадению, склонности к соблазнам повседневной жизни в ущерб духовному развитию, в ущерб стремлению к Богу. Эта склонность к грехопадению является следствием первородного греха — греха, совершённого прародителями Адамом и Евой, вкусившими запретный плод с древа познания добра и зла. Результатом этого греха явилось изгнание из Рая Адама и Евы, а соответственно и всех их потомков (то есть всего человечества), изменение природы человека (подверженность болезням и греховным соблазнам) и физическая смертность человека.
Другими словами, мы не несём вину за грех Адама и Евы, но ощущаем на себе последствие этого греха в виде оторванности от Бога. Если эта главная идея христианства верна, то наилучшим способом излечить свою душу является полный отказ от всех жизненных благ и мирских соблазнов, максимальное уединение с целью служения Богу, и чтобы ничего не мешало слиянию души с Богом. Этому и посвящали себя монахи (иноки, аскеты, подвижники).
Монашество на Руси в 14 веке
Стараниями митрополита Московского Алексия в 14 веке активно строились монастыри. Татарское нашествие разрушило ряд монастырей. Люди, напуганные ужасами татарских набегов, сплачивались вокруг православных лидеров, а православные лидеры видели в духовничестве сильный инструмент нравственного влияния на людей: словом Божьим и проповедью они вдохновляли и на ратный подвиг, и на трудовой.
В 14 и первой половине 15 века было построено около 180 монастырей на Руси. Монастыри являлись островками высокого нравственного облика и смиренного служения Богу, заряжавшими мирян энергией духовного совершенствования и очищения. Именно этой энергией объединялась и сплачивалась этническая общность, называемая русский народ.
О Владимире Андреевиче
Итак, вторая половина 14 века, 1353 год. На 26 году жизни умирает от чумы князь Андрей Иванович Серпуховской. На сороковой день после его смерти рождается его сын Владимир. Владимир является вторым сыном князя Андрея. Однако, через четыре года после рождения Владимира умирает его старший брат Иоанн. Владимир остаётся единственным наследником княжеского престола, но он ещё слишком маленький, чтобы его занимать. Серпуховским княжеством управляют влиятельные бояре.
Своё детство и юношество Владимир провёл в Москве вместе со своим старшим двоюродным братом Дмитрием (впоследствии Донским) под опекой Митрополита Киевского и всея Руси и фактического правителя того времени Алексия. Святитель Алексий был сильной личностью и обладал высоким авторитетом среди бояр и духовенства. Он-то и заложил в мальчишках зёрна духовности и ответственного служения, уготованного им судьбой. Эти два князя станут одними из наиболее ярких представителей русской исторической элиты.
Достигнув совершеннолетия, 18 лет, Владимир женится, и к нему переходят все права по управлению княжеством. В Серпухове начинается период активного строительства. В 1374 году на Соборной (Красной) горе начинают возводить деревянный кремль. Кремлём называлась главная часть города, обнесённая крепостными стенами с башнями для защиты города от внешнего врага. Строительство кремля свидетельствовало о том, что город становился опорным княжеским городом.
В этом же 1374 году князь Владимир Андреевич вместе с Сергием Радонежским на левом берегу Нары на месте села Высокое закладывают Высоцкий монастырь. Но княжеский город не может не иметь храм. Поэтому ещё через шесть лет в кремле закладывают Свято-Троицкий собор.
Треугольник духовности
Вот за такой короткий период, с 1360 по 1380 годы, на таком небольшом пространстве возникают три центра православной культуры и духовности: Введенский Владычный монастырь, Высоцкий монастырь и Свято-Троицкий собор. Интересно, что на карте они образуют почти равнобедренный треугольник (ошибка составляет меньше 100 метров), в основании которого стоят монастыри, а на вершине Свято-Троицкий собор.
Случайность это или нет? Говорят, что всё случайное не случайно. Но к Серпухову потянулись и люди. К чистоте, очищению, защите.
Кроме того, для привлечения торговцев и ремесленников им выдавались льготы по налогам. Вокруг города стала строиться слобода. С конца 14 века князь Владимир начал чеканить свою собственную монету.
Так за короткий период Серпухов из небольшой деревни превращается в полноценный княжеский город с самостоятельным политическим, экономическим и военным значением.
За всю многовековую историю на территории Серпухова и нынешнего Серпуховского района построено 149 объектов православной церкви, включая монастыри, соборы, церкви и часовни. Из них 21 объект не сохранился, ещё 17 — не действуют. Но треугольник, заложенный ещё в 14 веке стоит! Введенский Владычный и Высоцкий монастыри действуют, а значит, несут людям свет Божественной любви, Свято-Троицкий собор является филиалом историко-художественного музея, выполняя просветительско-гуманитарную функцию.
Источники:
1. Фестиваль педагогических идей «Открытый урок» (дата обращения: 01.03.2016).
2. Научный богословский портал БОГОСЛОВ.RU (дата обращения: 01.03.2016).
3. Саввино-Сторожевский монастырь. Официальный сайт. (дата обращения: 01.03.2016).
4. Сайт подворья Патриарха Московского и всея Руси храма Покрова Пресвятой Богородицы в селе Покровском Русской Православной Церкви (Московский Патриархат) (дата обращения: 01.03.2016).
5. Википедия. (дата обращения: 01.03.2016).
6. «Русское православие» (дата обращения: 01.03.2016).
7. Русская Православная церковь. Официальный сайт московского патриархата (дата обращения: 01.03.2016).
8. Храмы России (дата обращения: 01.03.2016).
9. Яндекс. Карты (дата обращения: 01.03.2016).
Автор статьи: Илья Ломоватский