Икона Божией Матери «Взыскание погибших»
Икона Божией Матери «Взыскание погибших» история обретения
Прихожанин Никольского храма села Бор Тарусского уезда Федот Алексеевич Обухов по своим торговым делам временно проживал в городе Болхове и очень часто ездил по окрестным селам и деревням. В 1808 г. он отправился на ярмарку в с. Голдаево. Ночью, на половине пути, его застигла страшная метель и вьюга: он заблудился… Усилия выбраться на дорогу оказались тщетны. Лошадь, выбившись из сил. Вьюга не утихала, мороз становился лютее. Федот лег в сани и укрылся сеном. Однако это не помогло, он стал чувствовать , что замерзает. Поняв всю безнадежность своего положения, Обухов вспомнил об иконе Божией Матери «Взыскание погибших», находившейся в Болховской Георгиевской церкви.
И мысленно обратился с молитвой к Божией Матери: «Матерь Божия! Спаси меня, не дай мне грешному умереть без покаяния». При этом он дал обет написать для Борской церкви копию иконы «Взыскание погибших». И Матерь Божия взыскала погибавшего. Обухов был уже в бессознательном состоянии, когда его измученная лошадь, руководимая неведомою силой, привезла его в Рыданские постоялые дворы к дому крестьянина Генеральчинкова, которого разбудил лай собаки и голос за окном: «Возьмите!» В санях он увидел своего хорошего знакомого Федота Обухова без движения и чувств.
Мысленно обратился с молитвой к Божией Матери: «Матерь Божия! Спаси меня, не дай мне грешному умереть без покаяния». При этом он дал обет написать для Борской церкви копию иконы «Взыскание погибших». И Матерь Божия взыскала погибавшего. Обухов был уже в бессознательном состоянии, когда его измученная лошадь, руководимая неведомою силой, привезла его в Рыданские постоялые дворы к дому крестьянина Генеральчинкова, которого разбудил лай собаки и голос за окном: «Возьмите!» В санях он увидел своего хорошего знакомого Федота Обухова без движения и чувств.
История написания образа
Немного поболев, Федот приступил к исполнению обета. Он просил жившего в Болхове иконописца Гурова написать образ, но тот не соглашался, считая предложенную ему плату недостаточной. Обухов пошел к другому живописцу, но не прошел он и одного переулка, как его догнал мальчик Гурова и просил немедленно возвратиться: едва только он вышел от Гурова, как тот ослеп. «Думаю, — говорил Гуров, — что так наказала меня Сама Матерь Божия за то, что я отказался писать икону. Теперь я согласен, лишь бы Царица Небесная простила мое прегрешение и отверзла мне очи». При этих словах он прозрел и с благодарным сердцем принялся за работу.
Как только образ был написан и помещен в Борский храм, молва о чудесных обстоятельствах его происхождения распространилась по всей округе.
Чудеса творимые образом
Каждый спешил поклониться чудному образу, и Матерь Божия явилась действительно «взысканием» всех, «погибавших» духовно или телесно в суетном водовороте мира сего. От святого образа последовал целый поток чудотворений, многие из которых были засвидетельствованы письменно.
В 1871 г. в Серпухове появилась страшная гостья — холера, которая начала уже уносить свои жертвы. По просьбе рабочих мануфактурной фабрики Коншина и серпуховских граждан святая икона была принесена в город. С молебным пением был совершен Крестный ход вокруг города, икону носили по фабрикам и частным домам для служения молебнов. Вслед за этим холерная эпидемия в Серпухове совершенно прекратилась.
В 1892 г. появилась азиатская холера. Сход рабочих фабрики Коншина в количестве 5000 человек постановил вновь принести образ «Взыскание погибших» для совершения молений. И благодарение Богу! Охраняемые чудодейственной силой иконы, жители Серпухова вновь избавились от смертоносной болезни.
Революционное время и наши дни
С этого времени Чудотворный образ Божией Матери «Взыскание погибших» ежегодно был приносим в Серпухов с торжественным Крестным ходом. Этот образ глубоко почитался всеми жителями города, каждый старался поклониться святой иконе в храме и принять его для служения молебна в своем доме. Этот благочестивый обычай продолжался до тех пор, пока богоборческая власть не сравняла с землей храм, в котором хранилась чудотворная икона, и не лишила верующих самой святыни.
Но почитание святого образа не пришло в забвение. Верующие серпуховичи чтили копии святой иконы. Одна из них хранилась в Троицком храме. Но и этот храм в 1961 г. был закрыт, а чтимая икона Богоматери, как пленница в темнице, на десятилетия скрыта в запасниках музея.
Лишь 12 июня 1996 года святой образ временно был передан верующим для молитвы. С торжественным Крестным ходом, в котором участвовало все духовенство округа и прибывшие для этого гости, чтимая икона была перенесена от Высоцкого монастыря в Ильинский храм.
На городской площади при стечении народа был прочитан Акафист Богоматери. Это событие надолго останется в сердцах православных серпуховичей. Оно живо воскресило в памяти верующих те времена, когда Россия сияла благочестием.
18 мая 1997 года для православных христиан города Серпухова стал самым памятным днем этого года. В этот день произошло сразу два знаменательных события в духовной жизни города: празднование в честь Чудотворной иконы Божией Матери «Неупиваемая Чаша» и передача Серпуховским Историко-Художественным музеем Чудотворной иконы Божией Матери «Взыскание погибших» Высоцкому монастырю.
23 июля вспоминается встреча в Серпухове святой иконы, а 23 августа ее проводы. Накануне этих дней совершается торжественное всенощное бдение с Акафистом Богоматери, а в самые дни праздников — молебен с водоосвящением, Божественная Литургия и Крестный ход. В 1989 г. в честь иконы Божией Матери «Взыскание погибших» освящен Престол в приделе Ильинского храма, в котором совершается таинство Крещения.
А в 2002 году была восстановлена традиция с 23 июля по 23 августа совершать Крестные ходы с иконой во все монастыри и храмы города. Местночтимый список иконы Пресвятой Богородицы «Взыскание погибших», с которым проводятся Крестные ходы, находится в Никольском соборе города Серпухова.
Источник:
URL: http://pserpuhov.sergbond.ru/blagochinie/sviatini/vziskanie.php (дата обращения: 06.07.2017).
Материал подготовила Анастасия Луковникова